Опубликовано: 05.04.2018
Просмотров: 2727

Арво Пярт: Слушая тишину...

Эстонский композитор Арво Пярт (Arvo Pärt) — один из самых глубокомыслящих и духовных авторов нашего времени, художник большой внутренней убеждённости и суровой простоты. В страстную неделю католической пасхи в Берлинском концертом доме (Konzerthaus Berlin) с аншлагом прошли три музыкальных спектакля „Adam’s Passion“ (Страсти по Адаму) на музыку Арво Пярта в уникальной постановке американского театрального режиссёра Роберта Уилсона (Robert Wilson).

Арво Пярт: Слушая тишину...

Музыка тишины

Все мы где-то и когда-то слышали произведения Арво Пярта. В кино — в голливудских фильмах или кинолентах российских режиссёров, в драматических постановках на мировых театральных сценах. Ведь на сегодняшний день музыка эстонского композитора считается самой цитируемой среди современных произведений. Однако сам автор не любит шума вокруг своей персоны, поэтому Пярт крайне редко выступает на публике. Он предпочитает слушать тишину, а говорить эстонец не очень любит, ведь это, по его словам, отнимает много энергии…

Однако Арво Пярт не отмалчивается, а активно реагирует на события, которые его волнуют. Так, в ответ на убийство в России журналистки Анны Политковской Пярт объявил, что все его работы, написанные в 2006 - 2007 годах, будут посвящены её памяти. А созданную в 2008 году симфонию №4 „Лос-Анджелес“ Пярт посвятил Михаилу Ходорковскому и „всем остальным бесправным узникам в России“.

Арво Пярт: Слушая тишину...

Второй дом

Композитор родился в 1935 году в эстонском городе Пайде. Всю жизнь Пярта окружала аура мистики и аскетизма. Но эстонец отмахивается от этого имиджа: „Никакой я не пророк и не монах. Я даже не вегетарианец.“ Впрочем, религиозная аналогия здесь неспроста. С начала 1970-х годов композитор активно занимался изучением старинной христианской музыки. Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции композитора. „Григорианское пение научило меня, какая космическая тайна скрыта в искусстве комбинирования дух, трёх нот“, — говорит Пярт. С тех пор сочинение музыки стало для Арво Пярта родом высшего служения, смиренного и самоотречённого. В середине 70-х годов прошлого столетия Пярт — глубоко верующий человек — принял православие.

В 1980 году под давлением советской власти композитор был вынужден эмигрировать из СССР. Через Вену Пярт приехал в Берлин, где обрёл свой второй дом.

Арво Пярт: Слушая тишину...

„Страсти по Адаму“

Но родной город Арво Пярта всё же Таллин. Три года назад, в юбилейный для композитора год, в Таллине, в бывшем литейном цехе „Ноблесснера“, развернулись события, которые уже вошли в историю мировой культуры. Эстонский композитор Арво Пярт и американский театральный режиссёр Роберт Уилсон в мае 2015 года представили премьеру музыкально-театральной постановки „Страсти по Адаму“.

Знаменитый эстонский музыкант и американский режиссёр познакомились в Ватикане, куда Папа Бенедикт XVI пригласил этих выдающихся деятелей искусства. Потом началась переписка, стали появляться первые идеи о сотрудничестве.

В этом году в Концертном Доме Берлина на Жандарменмаркт состоялась немецкая премьера „Страсти по Адаму“. Музыка этой театральной постановки включает в себя наиболее значимые произведения Арво Пярта – „Плач Адама“ (Aadama itk), „Табула раса“ (Tabula Rasa) и „Мизерере“ (Miserere), которые переплетаются с новым произведением „Sequentia“, созданным специально для этого спектакля.

Evgenia Grabovska

Фото: Kristian Kruuser / Kaupo Kikkas

Почта России - официальное представительство в Германии